Всем известен факт, что автомобиль с дизельным двигателем по сравнению с бензиновыми аналогами такого же объема, потребляет в среднем на 30 % меньше топлива. Поэтому дизельные модели завоевали значительную долю рынка легковых автомобилей и полностью доминируют на рынке грузовых автомобилей и автобусов.

Однако с точки зрения сохранения экологии, дизельные двигатели существенно проигрывают бензиновым. В выхлопе дизеля большое содержание оксида азота и сажи. И чтобы дизельный двигатель соответствовал нормам вредных выбросов, его оборудовали окислительным нейтрализатором и сажевым фильтром. Но все же нередко владельцы дизельного транспорта сталкиваются с очень распространенной проблемой — забитый сажевый фильтр.

Почему много сажи в дизельных двигателях?

Особенность дизельного топлива такова, что даже при нормальном его сгорании неизбежно образование твердых частиц — сажи. А если перенести этот процесс в камеру сгорания двигателя, где времени на смешивание топлива и воздуха очень мало, то количество сажи будет образовываться больше. При том что дизельный двигатель работает на обедненной смеси, с заметным избытком воздуха, имеется локальная нехватка воздуха.

Если забился сажевый фильтр, необходимо предпринимать действия, которые помогут восстановить его работу. Требуется промыть сажевый фильтр.

Как быстро забивается фильтр сажей?

Точных данных по километражу пробега автомобиля до полного засорения фильтра нет. Усредненные значения пробега составляют порядка 120-200 тыс. км, на скорость заполнения влияют:

  • эксплуатация только в городских условиях, езда на небольшое расстояние;
  • агрессивная манера вождения, частое и резкое ускорение;
  • неисправности в двигателе;
  • большой интервал между обслуживаниями двигателя;
  • некачественное топливо.

При работе дизельного двигателя, образуется много сажи, которая оседает в сажевом фильтре. Но так как сажа — это частицы несгоревшего топлива, то ее можно дожечь. За это отвечает система регенерации сажевого фильтра. При движении автомобиля на высокой скорости, газы выхлопа могут нагреться до 600 °C. Эта температура достаточная, чтобы произошло полное сгорание сажи. У некоторых автомобилей в выхлопную систему впрыскивается специальная жидкость-катализатор, которая снижает температуру воспламенения сажи. Это позволяет проводить регенерацию сажевого фильтра в условиях городского движения.

Казалось бы, сажа неизбежно образуется и успешно дожигается, почему же сажевый фильтр все равно забивается? Причина проста, в процессе сгорания сажи образуется зола, которая постепенно засоряет сажевый фильтр. К золе добавляется моторное масло, которое также неизбежно попадает в выхлопную систему. Получается, что в сажевом фильтре скапливается смесь из сажи, золы и моторного масла. Эту смесь ни одна система регенерации удалить не способна.

Последствия засорения сажевого фильтра

Если забит сажевый фильтр, то каждый автовладелец это ощутит сразу. Поскольку засоренный сажевый фильтр, как и любая неисправность в автомобиле имеет свои признаки:

  • снижение тяги двигателя при увеличении расхода топлива;
  • выхлоп становится заметнее и имеет неприятный запах;
  • увеличение уровня масла в двигателе;
  • повышенный уровень дыма в выхлопе;
  • появление шипящих звуков, сопровождающих работу двигателя;
  • на приборной панели появляется сигнал о неисправности сажевого фильтра.

Забился сажевый фильтр – что делать?

Если на приборной панели загорелся индикатор забитого сажевого фильтра, в первую очередь нужно провести принудительную регенерацию.

Запускается этот процесс чаще всего с помощью диагностического оборудования. На некоторых автомобилях присутствует специальная кнопка для запуска принудительного прожига. Процесс прожига происходит на неподвижном автомобиле в полностью автоматическом режиме и обычно занимает 20 – 30 мин.

Когда сажевый фильтр засорен по большей части золой, то принудительная регенерация будет бесполезной. В этом случае остается два решения: замена фильтра на новый или его промывка на специальном оборудовании.

Промывка сажевого фильтра — это выгодная альтернатива замене на новый, поскольку данная процедура восстанавливает рабочее состояние фильтра, при этом обойдется значительно дешевле. Для промывки сажевых фильтров MSGEquipment предлагает стенд MS900. В данном стенде применена новая технология мойки. Промывка осуществляется потоком теплой воды с ударными импульсами сжатым воздухом попеременно то в одном, то в другом направлении, что обеспечивает эффективное удаление твердых частиц из фильтра.